Информационный сайт Кособродска
Косóво.народ.ру
- • Очерки по истории
- • Посёлок на карте
- • Истории связующая нить
- • Чудо: в разгар кризиса
Есть железная дорога!
(1928 - 33 г.г.) |
Период конца 20-х – начала 30-х годов по праву можно считать важнейшим для нашего поселка и наших мест. Принимаются, как бы сейчас сказали, судьбоносные решения по строительству у нас производственных предприятий, а также железной дороги. Впервые в наши края на ст. Курган из Челябинска поезд пришел в 1893 году. В 1912-13г. усилиями и финансами купца предпринимателя Шадринского уезда Лещева из села Замараево был построен участок железной дороги Синара-Шадринск. В 1915 году этот участок у Лещева государством был выкуплен. Производились и топографические изыскания на предмет строительства участка дороги Шадринск-Курган. Этим должна была закончиться прокладка центральной ветки Трансибирской магистрали от Москвы через Казань-Екатеринбург на Курган. В 1928 году изыскательские работы по нашему участку дороги были возобновлены и закончены. 08.12.28 года проект строительства железной дороги Шадринск-Курган был рассмотрен и утвержден в Москве в центральном отделе строительства железных дорог НКПС (ЦОС). В принятом решении предусматривался трехгодичный срок строительства – 1929-31 годы. Данные сведения помог нам добыть в архивах Министерства транспортного строительства (г. Москва) наш земляк Савельев Александр Сергеевич, выпускник школы № 53 1973 г., ныне работник Главного штаба ВМФ, капитан 1 ранга. В школьном музее Краснооктябрьской девятилетней школы сохранилась датированная 1928 годом карта будущей железной дороги. На ней обозначена наша станция Решетуй и далее на юг Шпалорезка и Красное. Решетуем поначалу именовалась наша станция по названию протекающего рядом болотистого притока Черного Ика. Интересно, что и другие наши соседние станции в первоначальном проекте имели иное название. Так, Твердыш именовался Чашей, Иковка – Дуванкой, Просвет станцией Новая. Для строительства новой дороги на нашей станции создается 5-й прорабский участок (праобраз теперешних СМП), располагавшийся на месте нынешней железнодорожной больницы (ул. Чкалова, 25). Спешно строится Шпалорезный завод, образуется лесоучасток. В 1929 году Шпалорезный завод уже работает. Кроме этого, на месте, где сейчас рамный цех ДОЗа, от 5-попрорабского участка работает еще пилорама «Болиндер». Весь 1929 год уходит на возведение железнодорожного полотна. Земляные работы производят наёмные рабочие – крестьяне окрестных деревень. Всего на дороге работает 6 тысяч человек землю возводят и вручную на тачках, и на лошадях в «колымажках». В отчетах администрации строительства отмечается трудолюбие наших крестьян, по вместе с тем есть сетования на то, что наемники, вопреки рабочему календарю новой власти, допускают прогулы, отмечая местные церковные праздники (Троица, Ильин день и т. д.). В 1928-28 г.г. начинает закладываться посёлок. Прорубаются просеки: центральная (теперешняя ул. Ленина), на север и на запад от Клепочного (ул. Мира и Комсомольская), Шалыженский провал. Вместе со строительством железной дороги строятся бараки для железнодорожников, а также на Шпалорезке и Красном. Строится вокзал и привокзальные здания. Начато строительство хлебоприемного пункта – Заготзерно. Появляются и рубленые избы, но большинство рабочих живут в землянках и наспех склоченных хибарах. К сожалению, трехлетний план строительства железной дороги выполнен не был. Очень долго не поступали для укладки полотна рельсы. Известно, что к октябрю 1933 года общий план 110 строительству дороги был выполнен на 94%. Первый пробный поезд пошел по нашей станции летом 1932.года. Тогда же начался по железной дороге вывоз от нас древесины. Окончательно дорога была сдана в эксплуатацию в 1934 году. По рассказам очевидцев хорошо известно, какое это было большое событие для здешних мест. Впервые наш дремучий бор огласил паровозный гудок. Посмотреть на «железное чудище» специально ехали крестьяне со всех деревень. Набожные люди крестились. Лошади шарахались прочь. Немногим позднее также будут дивиться наши люди аэроплану, «железному коню» – трактору, автомобилю, радио. Шагал технический прогресс ХХ века! Первым начальником станции Решетуй был Юккевич Иван Густавович. Наше Курганское отделение дороги входило тогда в состав Пермской железной дороги с управлением в г. Свердловске. Вот технические характеристики движения того времени. Использовались паровозы Эм, Еа, Ов, Щ. Весовая норма поезда 1800 т. Средняя• скорость движения - 25 км/час. Составы передавались электрожезловым способом. За сутки пропускалось 3 пары грузовых и одна пара пассажирских поездов. Регулярное движение поездов открывается в 1933 году. Тогда же станция Решетуй переименовывается в Кособродск. |
Назад · Читать далее |
- 1.От автора
- 2.Есть на карте Зауралья
- 3.В лесной глуши
- 4.Клёпочный завод
- 5. Есть железная дорога!
- 6.Становление посёлка
- 7.В авангарде
- 8.Годы войны
- 9.Послевоенные годы
- 10.Дальнейшее развитие
- 11.Годы социализма
- 12.Начало перестройки
- 13.Новый перелом
- 14.Размышления